Положение о рабочей программе педагога

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель МО ДОСААФ

Баймакского района РБ

__________ Набиуллин Р.Р.

«16»  августа  2018 г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочей программе педагога

в МО ДОСААФ Баймакского района РБ

 

  1. Общие положения

 1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с п.6 и 7 ст.32 Закона РФ « Об образовании», Уставом МО ДОСААФ Баймакского района РБ и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ преподавателей и мастеров ПОВ ТС.

1.2.Рабочая программа педагога – нормативно- правовой документ МО ДОСААФ Баймакского района РБ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса, основывающийся на государственном образовательном стандарте, примерной программе по учебному предмету, составляющийся с учётом особенностей МО ДОСААФ Баймакского района РБ и особенностей учащихся конкретной группы.

1.3.Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определённой учебной дисциплине.

1.4.Задачи программы:

— дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета(курса);

— конкретно определить содержание, объём, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса МО ДОСААФ Баймакского района РБ и контингента обучающихся.

1.5.Функции рабочей программы:

— нормативная, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;

— целеполагания, т.е. определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

— определения содержания образования, т.е.фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания) а также степень их трудности;

— процессуальная, т.е. определяет логическую последовательность усвоения элементов

содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

— оценочная, т.е.выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и

критерии оценки уровня обученности учащихся.

2.Технология разработки и утверждения рабочей программы

 2.1.Рабочая программа составляется индивидуально преподавателем или мастером ПОВ ТС по определённому учебному предмету в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области) и рассчитана, как правило, на ступень обучения. Утверждение программы предполагает получение экспертного заключения и согласования у заместителя по УПЧ МО ДОСААФ Баймакского района РБ.

2.2.Рабочая программа утверждается председателем МО ДОСААФ Баймакского района РБ.

2.3.При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, председатель МО ДОСААФ Баймакского района РБ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

2.4.Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу, должны быть согласованы с зам. по УПЧ и утвержденыпредседателем МО ДОСААФ Баймакского района РБ.

2.5.Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один – для педагога, другой – для администрации.

  1. Структура рабочей программы

 3.1.Структура программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1) Титульный лист(название программы)

2) Пояснительная записка

3) Содержание тем учебного курса

4) Учебно-тематический план

5) Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, критерии оценивания учащихся

6) Перечень лабораторных работ и практических занятий (при наличии)

7) Перечень учебно-методического обеспечения

8) Список литературы (основной и дополнительной)

9) Аннотация, приложения к программе.

3.2.Титульный лист- структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность. Титульный лист должен содержать:

— полное наименование учредителя;

— полное наименование образовательного учреждения;

— поля для согласования/ утверждения программы;

— название рабочей программы (предмет, курс);

— адресность (группа или ступень обучения);

-указания по принадлежности рабочей программы к профессии;

— сведения об авторе (ФИО, должность);

— название населённого пункта, в котором реализуется рабочая программа;

— год разработки рабочей программы.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах.

Рецензентов должно быть не менее двух, один из которых – из другого образовательного учреждения или организации.

Рецензия на рабочую программу по предмету должна отражать соответствие:

— структуры программы предъявляемым требованиям;

— соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта;

— содержания учебной дисциплины и распределения часов по темам дисциплины для достижения требуемых результатов (знаний, умений, навыков или компетенций) по окончании её изучения;

— содержания лабораторных (практических ) работ для овладения необходимыми

умениями в ходе изучения дисциплины;

— перечня литературы (основной, дополнительной, год издания не позже 5 – 10 лет)

3.3.Пояснительная запискаструктурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы  решения поставленных задач, рекомендации по их проведению. В пояснительной записке дается краткое описание назначения дисциплины, отражается её роль в подготовке выпускника, связь с другими дисциплинами рабочего учебного плана, проводится обоснование структуры дисциплины. В пояснительной записке могут быть отражены пояснения к каждому из разделов программы, а также краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий. В этом разделе определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся после изучения дисциплины в соответствии с государственными требованиями. Отражается организация итогового контроля по данной дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объём курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть чётко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

В тексте пояснительной записки следует указать:

соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта;

— на основе какой конкретной примерной программы разработана рабочая программа;

— внесённые изменения в примерную программу и их обоснование;

— уровень изучения учебного материала ( в соответствии с лицензией);

— цели изучения предмета на конкретной ступени образования ( извлечения из

стандарта);

— используемый учебно-методический комплект;

— количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, количество резервных часов.

3.4.Содержание учебной дисциплиныструктурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане .Раздел «Содержание учебной дисциплины» рекомендуется начинать с введения, где даётся характеристика дисциплины, её место и роль в системе подготовки. По каждой учебной теме ( разделу) приводятся:

— номер и наименование темы (раздела);

— обобщённые требования к знаниям и умениям учащихся;

— содержание учебного материала (дидактические единицы);

— лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование);

— виды самостоятельной работы учащихся (если предусмотрены).

При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующим:

— номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать учебно-тематическому плану;

— требования к знаниям и умениям, которыми должны овладеть учащиеся после изучения дисциплин, указанных в пояснительной записке программы;

— при планировании самостоятельной работы учащихся указываются виды внеаудиторной работы. В тексте рабочей программы могут быть отмечены звёздочкой дидактические единицы для самостоятельного изучения. При описании содержания рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

— название темы;

— необходимое количество часов для её изучения;

— содержание учебной темы;

— основные изучаемы вопросы;

— практические и лабораторные работы, практические задания и другие формы

занятий, используемые при обучении;

-требования к знаниям и умениям обучающихся;

— формы и вопросы контроля;

— возможные виды самостоятельной работы учащихся.

3.5.Учебно-тематический планструктурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов( в том числе на теоретические и практические занятия). В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины. В то же время МО ДОСААФ Баймакского района РБ имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных учебной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки, определённы государственными требованиями. В календарно — тематическом плане должны быть отражены:

— перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение;

— содержание каждой темы с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта;

-требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме ( сто учащийся должен

знать, что учащийся должен меть).

План может быть представлен в виде таблицы. Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования. При заполнении календарно-тематического

плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно- тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

3.6.Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе,- структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса. В этом блоке следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни». В данный пункт рабочей программы может быть включён перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане. (Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах).

3.7.Перечень учебно-методического обеспечения – структурный элемент программы,

который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Дидактический материал», « Наглядные пособия», «Технические средства обучения». В перечне учебно-методического обеспечения методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

3.8. Список литературы- структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Перечень литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), необходимые для реализации рабочей программы. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная).Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета.

4.Оформление рабочей программы

 4.1.Рабочая программа должна иметь все признаки нормативного документа.

4.2.Текст набирается в редакторе Word fo r windows шрифтом Times new Roman, 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом.

4.3.Все структурные элементы рабочей программы должны быть чётко выделены и соответствовать определённым требованиям к ним.

4.4.Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью МО ДОСААФ Баймакского района РБ и подписью председателя. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения.

4.5.В тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной учебной дисциплине. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов.